Консультация для родителей Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Дети развиваются играя, ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Используя нейроигры, мы можем улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. Применение нейроигр снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Некоторые из нейроигр довольно просты и под силу любой маме.
Вот несколько вариантов нейроигр :
Нейроигра «Двойной рисунок»: Это одновременное рисование обеими руками сразу, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Развивает межполушарное взаимодействие. Активизирует мозг для координации «руки глаза в разных зрительных полях.
Нейроигра «Кольцо»: По очереди и как можно быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Сначала отрабатывается одновременное движение обеих рук от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Нейроигра «Выложи одинаковый ряд»: по образцу или по заданной инструкции выложить одинаковый ряд двумя руками. Можно использовать разные материалы: пуговки, камушки, ракушки, листики, палочки и т. д.
Нейроигра «Кулак – ладонь»: положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
Нейроигра «Кулак-ребро-ладонь»: Ребенку показывают на плоскости стола три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. «Ладонь» — это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх, «кулак» — рука, сжатая в кулак, «ребро» — ладонь, стоящая ребром. Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак -ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Нейроигра «Ухо – нос»: левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Затем сделать хлопок и одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Повторить несколько раз.
Нейроскакалка Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение.
Играйте на здоровье!