Мастер - класс: "Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Цель мастер-класса: представление по использованию приемов здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Задачи: расширить представления о роли физкультурно-оздоровительных технологий в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста; содействовать формированию у родителей и детей представлений, об использовании игровых приемов, основанных на организации совместной партнерской.
Ход мастер-класса:
Тема мастер-класса: «Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий», с раннего возраста необходимо прививать детям навыки здорового образа жизни. Ведь недаром Казахский советский поэт-акын, доживший до 99 лет Ж. Жабаев сказал: «Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!!» А для этого необходимо применять здоровьесберегающие технологии.
Что относится к здоровьесберегающим технологиям?
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация.
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Физкультурные занятия
- Игротерапия
- Самомассаж
- Точечный массаж
- Су – джок
Рассмотрим одну из технологий - это самомассаж. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, для детей самомассаж – это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
-Давайте мы с вами сейчас разогреемся, посадите поудобнее детей
«Чтобы горло не болело»
- Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело» - (поглаживаем ладонями шею мягкими движениями сверху-вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо нос нам растирать - (указательным пальцем растираем крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем
Ладони держим козырьком - (прикладываем ко лбу ладони козырьком и растираем его движениями в стороны)
Вилку пальчиками сделай,
Массируй уши ты умело - (раздвигаем указательный и средний палец и растираем перед и за ушами)
Знаем, знаем –да-да-да!
Нам простуда не страшна! - (потирать ладошки друг о друга.)
А теперь давайте все подвигаемся используем здоровьесберегающую технологию игротерапия, с помощью которой будем воздействовать на эмоциональный фон ребёнка и развивать его
«Купила бабушка себе курочку»
- Купила бабушка себе курочку курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
- Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах (показывают руками как клюёт курочка)
Купила бабушка себе уточку
- Купила бабушка себе уточку, уточка тюрюх - тюх - тюх
- Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывают руками как плавает уточка)
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
- Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах (показывают руками как клюёт курочка)
Уточка тюрюх-тюх-тюх
- Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывают руками как плавает уточка)
Купила бабушка себе индюшонка
- Купила бабушка себе индюшонка, индюшонок фалды-балды
- Индюшонок фалды-балды (на слово фалды-рука вправо, балды-влево) Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах
- Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах (показывают руками как клюёт курочка)
Уточка тюрюх-тюх-тюх
- Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывают руками как плавает уточка) Индюшонок фалды-балды, индюшонок фалды-балды (на слово фалды-рука вправо, балды-влево)
Купила бабушка себе кисоньку
- Купила бабушка себе кисоньку. А кисуля мяу-мяу
- А кисуля мяу-мяу (показывают, как умывается кошка) (повторить про курочку, уточку, индюшонка, кисоньку)
Купила бабушка себе собачонку
- Купила бабушка себе собачонку, собачонка гав-гав
- Собачонка гав-гав (показывают собачьи уши) (повторять с начала)
Купила бабушка себе коровёнку
- Купила бабушка себе коровёнку, коровёнка муки-муки
- Коровёнка муки-муки (показывают рога коровы) (повторять с начала) Купила бабушка себе поросёнка
-Купила бабушка себе поросёнка, поросёнок хрюки-хрюки
- Поросёнок хрюки-хрюки (показывают рукой пятачок поросенка) (повторять с начала)
Предлагаю массаж пальцев рук по методике су-джок терапии, данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Возьмем с вами шарики и проговариваем текст, показываем движения и всё выполняем вместе с детьми.
«Колючий ёж»
- Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Переходим к следующей технологии - это пальчиковая гимнастика. Что дает пальчиковая гимнастика детям? Способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; снимает тревожность.
Пальчиковой гимнастики «Моя семья» - можно здесь использовать пособия, которые можете изготовить с детьми , необходимы 5 картонных кругов разного цвета, клей карандашный, ножницы и распечатанные лица членов семьи. (Каждый круг мы разрезаем по диагонали до середины, и склеиваем конус и на верх конуса мы приклеиваем картинку члена семьи и, надевая конусы на пальчики руки, обыгрываем пальчиковую гимнастику)
-Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я!
Вот и вся моя семья!
Еще одной очень интересной технологией является дыхательная гимнастика, она положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.
Так же предлагаю изготовить и обыграть пособие для дыхательной гимнастики «Мышка в норке», нужно сделать на основе сложенного пополам картона с вырезанными ходами норку - домик мышки, и конус, сделанный из бумаги, с приклеенными ушками, хвостиком и нарисованными глазками и усиками). Проговаривая слова, на последних словах стихотворения, набрать побольше воздуха и дунуть в конус, попытавшись загнать мышку в норку.
Дыхательная гимнастика «Мышка в норке»
Серенький комок сидит,
И бумажкою шуршит.
Кошка к мышке подбежала,
Мышка в норку убежала!
Уважаемые родители, я поделилась с вами некоторыми технологиями, для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые мы используем в своей работе. С уверенностью говорим, что они оказывают положительное воздействие на здоровье наших воспитанников, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для нас самое главное. Завершить мастер-класс хотелось бы такими пожеланиями:
- Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
- Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
- Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
- Любите своего ребенка!
- Личный пример по здоровому образу жизни — лучше всякой морали.
- Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
- Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
- Лучший вид отдыха — прогулка с семьей на свежем воздухе.
- Лучшее развлечение для ребенка — совместная игра с родителями.