Мастер класс: «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, а педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создавая благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Музыка воздействует не только на эмоциональное состояние, но и на общее физическое состояние человека, положительно влияет на работоспособность или отдых человека.
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Предлагаю рассмотреть некоторые формы взаимодействия с детьми на музыкальных занятиях, с точки зрения их влияния на сохранение и укрепление здоровья. Учёные утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений.
Итак, система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:
ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ, состоящие из звуков мажорной гаммы, которые должны поднять настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Активный громкий короткий вдох - через нос
Пассивный свободный выдох - через рот, нос.
•Можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:
Вот наши ладошки (показывают)
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)
Носом правильно вдыхаем, (вдох)
Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)
То свободно выдыхаем. (выдох)
• Цветок»
Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»
«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)
«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)
«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – проводится сидя, т. к. в таком положении спина прямая, тело не напряжено, ребенок должен хорошо видеть себя и взрослого, поэтому можно использовать зеркало. Она очень хороша, когда запоминаются тексты песен, развивает внимание, чувство ритма.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ — это мягкое надавливание и поглаживание подушечками пальцев биологически активных зон – это повышает защитные свойства носа, глотки, гортани, бронхов. Это очень эффективно для профилактики простудных заболеваний в холодные сезоны.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ проводятся под музыку, можно сопровождать иллюстрацией, картинкой, показом игрушки. Тексты должны быть простые или использовать народные потешки, песенки, считалки. Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук.
Психогимнастические упражнения: чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.