Многие родители задаются вопросом: нужно ли ребёнку рисовать и стоит ли на этом заострять внимание?
Так зачем же крохе рисовать и что в этом полезного?
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение действий с изобразительным материалом. Изображая простейшие предметы
и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, закладываются большие возможности для развития позитивного образа «Я» (знания о себе, своих возможностях, положительные самоощущения, смелость в активном проявлении себя).
Этапы развития детского рисунка.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается примерно в возрасте двух лет. Этот этап так же называют стадия «марания», психологи сравнивают его с гулением ребенка. Такое рисование, как и гуление, является предпосылкой развития полноценной деятельности. Оно упражняет руку.
Вторая стадия доизобразительного этапа – от 2-х до 3-х лет. Он наступает
в тот период, когда образ предмета во время рисования непроизвольно возникает из каракулей. Ребенок начинает рисовать обычные каракули,
а потом в них видит определенный образ и дорисовывает, и называет его. Данный рисунок не отличается внешне от ритмических каракулей, а вот отношение к нему ребенка изменяется. Ребенок переходит к следующему периоду развития – изобразительному. Его началом условно можно начать ситуацию, когда у ребенка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок.
Примерно в возрасте 3,5 лет начинается изобразительный период. Первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. На этом этапе дети рисуют «головоногов», то есть у «человечка» есть голова — круг, глаза — точки, рот, руки и ноги — линии.
Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений. Стадия отказа от схем и попытка воспроизвести правдоподобное изображение. У нарисованного человека появляются волосы, шея, одежда, предметы в руках.
Несмотря на изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность.
Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают
в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии - правильных изображений.
Какие виды рисования можно предложить крохе:
«Пальчиковая палитра». Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. «Чем не палитра?»
Игры для детей младших групп. «Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался весёлый горох». Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко
и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением
в пространстве). «Кто здесь прошёл» Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить рисовать сразу двумя пальцами). «Весёлые цыплята» У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец - это туловище, а теперь указательный - это голова. Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг
за другом непоседливые малыши! «Печать от руки» Обмакнём ладонь или
её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить ладонь разной краской. Что получилось? Краску не только видим, но и чувствуем!
К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев
в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелее и смелее.
«Печатка». Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные,
а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики, стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к подушечке
с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или дополнить изображение недостающими деталями.
«Тампонирование». Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона. Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски,
и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное, лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой «Трафарет». Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д.
«Монотипия». Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай? Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии, воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании красок.
«Кляксография». Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай! «Рисование по сырой бумаге» Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё. Что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ. «Рисование восковыми мелками или свечой» Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит
в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок. Вывод. Игры с красками - это увлекательный процесс, эксперимент. В результате, которого дети узнают многое о красках, цветах и его оттенках. У детей развивается воображение
и неординарное мышление, а самое главное дети получают огромный, положительный и эмоциональный заряд и желание что-то сделать своими руками.
Таким образом, изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического
и личностного развития. В процессе детской изобразительной деятельности идёт развитие ребёнка по всем направлениям. Не упустите ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Занимайтесь
с ребёнком рисованием, но помните, что для ребёнка – это игра.
Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приёмам. Пусть станут они для вашего малыша новым и интересным средством познания окружающего мира.